21:54 Переход в горах | |
Крутые подъемы, обрывистые спуски, узкие извилистые тропы, провалы, едва прикрытые хрупкими снежными мостами, коварные карнизы, уходящие из-под ног галечные осыпи, изборожденные трещинами, ледники создают немало трудностей. Их преодоление связано не только с большим физическим напряжением, но порой и со значительным риском для здоровья и жизни. Поэтому переход в горах требует тщательной предварительной подготовки, оценки сил каждого члена группы, качества походного снаряжения и др. Намеченный маршрут следует оценить с точки зрения возможных природных препятствий и при необходимости скорректировать в целях возможного их уменьшения даже за счет удлинения общей протяженности перехода. Предварительно устанавливается порядок движения в походе (режим и скорость переходов, вес переносимого груза и питание, водообеспечение и т. д.). Чтобы утомление в походе не наступило преждевременно, необходимо экономить силы, расходовать их экономно, соразмеряя с трудностями маршрута.Это зачастую связано со скоростью передвижения. Ее устанавливают в зависимости от физического состояния членов группы, особенностей препятствий, высоты местности и, конечно, от крутизны склона. Чем обрывистее участок движения, тем медленнее приходится по нему продвигаться. При относительно небольшом угле наклона местности, не превышающем 15°, можно идти со скоростью 3,7-2,6 км/ч. На склонах с крутизной до 25° не следует передвигаться быстрее чем 1,5-2 км/ч с темпом примерно 60-70 шагов в минуту. С дальнейшим увеличением крутизны скорость будет снижаться до 1 км/ч. Эти рекомендации правомерны для переходов на высоте 1500-2250 м, когда переносимый груз не превышает 25-30 кг. Естественно, что на больших высотах, где парциальное давление кислорода снижено и организм начинает ощущать недостаток кислорода, в результате чего постепенно развивается гипоксия, даже небольшие физические нагрузки вызывают утомление. Поэтому на высотах 3000-3500 м рекомендуется придвигаться со скоростью 3-1,95 км/ч, а на высоте 4000-4500 м замедлять скорость движения до 1 км/ч. Поскольку масса переносимого груза оказывает существенное влияние на работоспособность человека, установлено, что оптимальные ее величины не должны превышать одну треть массы тела, т. е. примерно должны составлять 24-36 кг. Даже при относительной несложности и небольшой крутизне подъема в горах полезно делать кратковременные, десятиминутные привалы через каждые 40-45 мин движения. Использовать их надо с максимальной эффективностью, обеспечив разгрузку мышц тела. При отсутствии условий, когда отдыхать приходится стоя, центр тяжести тела переносят на локти и ягодицы, чтобы дать отдохнуть мышцам ног и спины. При усложнении рельефа или ухудшении пульса свыше 120 ударов в минуту, следует остановиться на 2-3 мин, прийти в себя, отдышаться. При таких кратковременных остановках груз обычно не снимается. Перед выходом желательно рассчитать дальность предстоящего перехода. При этом учитывается помимо факторов, о которых говорилось выше, степень адаптированности участников группы к горным условиям. Так, например, людям, хорошо адаптированным к горам, по плечу пройти за сутки 18-20 км по маршруту, лежащему на высоте 2500-3000 м. Однако расстояние придется сократить в полтора-два раза, если в группе оказались участники, плохо переносящие кислородную недостаточность. Каждый участок горной местности имеет свои особенности (грунт, покрытие, растительность, крутизна и др.). Существует множество рекомендаций, облегчающих переход по ним, обеспечивающих безопасность передвижения. Например, крутой склон, поросший травой, по которой ноги скользят, не находя опоры, преодолевают «елочкой» или «зигзагом». Снежный склон преодолевают, выбивая, а затем утаптывая ступеньки, чтобы сберечь силы и не потерять равновесия, вес тела переносят, опираясь на всю ступню. Чтобы свести до минимума травматизм во время перехода, необходимо строго придерживаться правил безопасности. Например, передвигаясь по гребню возвышенности, стараются держаться чуть ниже наветренной стороны, где снежный покров наиболее плотен, а снежные мосты над трещинами в ледниках преодолевают поодиночке с обязательной страховкой. Немаловажное значение для обеспечения полноценного и в то же время безопасного отдыха играет выбор места для временного лагеря. Он должен быть защищен от лавин и камнепадов, укрыт от ветра. При отсутствии хорошей площадки подбирают естественные впадины или вытаптывают в снегу углубления, а оказавшись на сложных горных участках, вырубают место для сидения и устраиваются на нем, подложив под себя камни или ледорубы, прикрыв их сверху веревками. Для предупреждения отморожений надевают на себя всю имеющуюся теплую одежду, обернув ноги рюкзаком или спальным мешком. Большое значение для успеха перехода имеет качество экипировки, и особенно обуви. Обувь тщательно подгоняется по ноге на два носка или портянки, но так, чтобы пальцы двигались свободно, чтобы не затруднять кровообращения. Промокшая обувь должна быть на привале тщательно высушена, но равномерно и постепенно. При быстрой сушке у огня она коробится, трескается, становится грубой, жесткой. Обувь можно сушить не только у открытого огня, но с помощью нагретого песка, гальки, нагревая их предварительно в костре, но так, чтобы не обжигало руки. Можно просто набить бумагой, соломой, сухой травой или чем-либо иным мягким и сухим — это способствует сушке и препятствует деформации обуви. Следует иметь запас сухих теплых портянок (носков) для замены их в промокшей обуви. Допустимо в крайнем случае надеть сырые сапоги (ботинки) на сухие носки (портянки). При невозможности просушить портянки (носки) надо положить их на ночь в постель (спальный мешок). В движении мокрые портянки или носки можно крепить для сушки под верхним слоем одежды. При ночлеге обувь для предохранения от замораживания следует хранить в палатке, спальном мешке, отдельном мешочке. Необходимо регулярно смазывать обувь тонким слоем сапожной мази. Сапожную мазь можно заменить несоленым салом, растительным маслом. Вещи в рюкзаке нужно размещать так, чтобы мягкие вещи лежали на спине, а твердые и тяжелые — сверху. При надевании рюкзака лямки подгоняются по росту, так, чтобы нижний его грай приходился на уровень крестца. Успех или неуспех перехода в горах зачастую зависит от погоды. Ведь это от ее капризов становятся непроходимыми горные тропы, скромные ручьи и речушки превращаются в бешеные потоки, обрушиваются на головы людей сокрушительные лавины, сели и камнепады. Конечно, даже располагая полным набором метеорологических приборов, не всегда можно предсказать состояние погоды на ближайшее время. Однако имеются некоторые природные признаки, позволяющие довольно точно предугадать наступление ненастья. Например, стая перистых облаков, несущихся по чистому небу, — это своеобразные вестники приближающегося циклона. Об ухудшении погоды предупреждают кучевые облака, если они, медленно взбираясь на горы, растекаются по склонам. Мрачные, клубящиеся кучевые облака, громоздящиеся друг на друга, — верный признак собирающейся грозы с ливнем или градом. На возможную непогоду с дождем и снегом иногда указывают разноцветные круги вокруг солнца или луны — галло. Они возникают в результате преломления света в кристалликах льда, образующих облака верхнего яруса. Быстрое падение барометрического давления означает — жди шторма! Частой и наиболее грозной опасностью в горах являются снежные лавины. История единоборства человека с лавинами берет свое начало с 218 г. до н. э., с тех самых дней, когда они едва не погубили войско грозного карфагенца Ганнибала, дерзнувшего преодолеть Альпы, чтобы всей мощью своих легионов атаковать ненавистный Рим с севера. Лавины чаще всего повинны в горных катастрофах. По данным Швейцарской спасательной службы, более 50% несчастных случаев в Альпах связаны с лавинами. За период с 1942 по 1971 год они унесли 749 жизней. В Австрии с 1960 по 1972 год погибли по той же причине 336 человек. Отчего же возникают лавины? После длительных снегопадов на склонах гор скапливаются огромные массы снега. Под давлением вышележащих слоев снег постепенно уплотняется, образуя так называемую «доску». Температура внутри пластов постепенно повышается. В результате часть воды испаряется и снег как бы высыхает. Этому способствует сильный ветер, который словно высасывает воздух из снежных сугробов. Кристаллики снега укрупняются, уплотняются, превращаясь в зерна, образуя мощный, значительно потяжелевший пласт, в толще которого резко повышается давление. В то же время глубокие слои разрыхляются и эта прослойка становится своеобразной смазкой между «свежей доской» и старым плотным основанием. Под действием силы тяжести «доска» стремится сдвинуться с места. Однако силы сцепления до поры до времени удерживают ее на месте. Но чем быстрее накапливается снежная масса, чем сильнее ветер, чем выше температура воздуха, тем быстрее уменьшается действие этих сил. Не последнюю роль играют плотность подстилающего слоя, характер поверхности склона и его крутизна. Теперь достаточно самой незначительной причины — падения камня или льдины, неосторожного удара ледорубом или просто громкого крика, чтобы вся масса снега вдруг пришла в движение и помчалась вниз со скоростью курьерского поезда — 120-200 км/ч, а иногда и более, сметая все на своем пути. Например, лавина, промчавшаяся у поселка Домбай на Северном Кавказе, проложила в лесу 150-метровую просеку, сломав и разметав как спички двухсотлетние сосны, и не удивительно, если ударная мощь большой лавины около 100 т/м2. Особенно благоприятные условия для образования лавин возникают после сильных снегопадов, сменяющихся ясной теплой погодой. Под лучами солнца снег начинает подтаивать, а ночью ветер и мороз превращают его в толстую спекшуюся корку. Различают три вида лавин: сухие, мокрые и смешанные. Сухие, образованные скоплением сухих снежных масс, могут возникнуть внезапно без видимых причин спустя 2-4 дня после снегопада. Мокрые, наиболее характерные для весенней дождливой, теплой погоды, образуются из влажного свежевыпавшего снега. Признаками лавинной опасности служат и состояние погоды, и характер склона, и его крутизна, и время суток. Так, в солнечные ясные дни можно ждать схода лавин по наиболее прогреваемым юго-западным склонам, хотя в ночное время они обычно безопасны. Следует остерегаться лавин, если крутизна склона превышает 20° и он лишен растительности — деревьев, кустарников, поднятий, валунов, крупных скалистых выходов и других естественных препятствий. Весной и летом наиболее опасным считается период с 10 ч утра до захода солнца, когда нагретые массы снега намокают и легко смещаются. | |
|
Новости [123] |
Добыча еды, питание [78] |
Добыча воды [8] |
Добыча огня, костры [14] |
Ориентирование, навигация [9] |
Выживание [33] |
Защита от животных [11] |
Снаряжение [34] |
Медицина [8] |
Охота [8] |
Рыбалка [7] |
Оружие [12] |
Гражданская оборона [14] |
Туризм, путешествия [8] |
На заметку [84] |
Укрытия, строения [54] |
Компьютеры, интернет [13] |
Средства передвижения [5] |
Сплав, лодки [2] |
Юмор [8] |
Города-призраки [9] |
Непознанное [7] |
Энергия [1] |
Игры [10] |
НЛО [7] |
Космос [4] |