Главная » Статьи » Средства связи » Мобильная связь

Как устроено оповещение о чрезвычайных ситуациях


Масштабное наводнение на Дальнем Востоке стало темой №1 начала осени. Это уже второе катастрофическое наводнение за два года, если вспомнить Крымск. И как всегда в таких ситуациях возникает вопрос оповещения населения. «МегаФон» порой упрекают, что его тревожные SMS доходят не всем и не всегда — однако «есть нюанс», который заключается в том, что «МегаФон» — единственный оператор сотовой связи, занимающийся точечным оповещением населения в сотрудничестве с МЧС. Как устроено это сотрудничество, по какому принципу рассылаются сообщения, можно ли получить SMS о чрезвычайной ситуации с отрицательным балансом на счету, о каких происшествиях приходится оповещать чаще всего — я отправился выяснять в Федеральный центр управления и мониторинга (ФЦУМ) ОАО «МегаФон».

Федеральный центр управления и мониторинга был образован в 2010 году, объединив на федеральном уровне контрольные функции, которые до этого выполняли региональные центры. Сфера ответственности ФЦУМ — контроль качества связи, оценка работоспособности сети, контроль работ на линии, сбор и консолидация единой технической статистики «МегаФон», а также оповещение абонентов об авариях и чрезвычайных ситуациях. Последнее направление является результатом сотрудничества «МегаФон» и МЧС. 

SMS и прочие варианты мобильных уведомлений никогда не рассматривались спецслужбами как основные инструменты оповещения населения. Таковыми по-прежнему остаются телевидение, радио и уличные громкоговорители.

Тем не менее, МЧС всегда было заинтересовано в расширении своего инструментария, поэтому в том же 2010 году, когда появился ФЦУМ, было заключено соглашение о сотрудничестве с министерством. 

CBC и SMS

Для оповещения по мобильной сети ФЦУМ и МЧС прибегают к двум способам: Cell Broadcast (CBC) и SMS-рассылка. В обоих случаях система автоматически выбирает всех абонентов, находящихся в сети в пределах указанного МЧС радиуса.

CBC представляет собой пассивную технологию оповещения: на экране телефона появляется сообщение «МЧС Инфо! 0030». Таких выделенных коротких номеров у «МегаФона» три – еще 0031 и 0032. Позвонив по этому номеру, абонент прослушивает полный текст сообщения о происходящем, предоставленный МЧС (описание произошедшей ситуации, необходимые действия и т.д.). Количеством оповещённых считается число позвонивших и прослушавших автоответчик с информацией.

 Может вещать на огромную территорию, CBC просто обеспечить, позволяет не перегружать оборудование, не вызывает раздражения при частом использовании при небольших ЧС.

 Не все мобильные телефоны поддерживают эту технологию. Она работает только в 2G-сети, простые аппараты с ней справляются хорошо, в смартфонах поддержку этой функции владелец должен выставить в настройках самостоятельно. iPhone, например, CBC не поддерживает вообще. Задумайтесь, яблоководы.

 Требует дополнительного действия – набрать короткий номер для прослушивания сообщения.

 Так как используется довольно часто (в силу частоты природных катаклизмов в этом районе), люди привыкают и не уделяют должного внимания этим сообщениям.

Принцип SMS-рассылки объяснять не нужно. Но у такого способа оповещения свои резоны:

 Есть звуковой сигнал, SMS принимают все телефоны.

 SMS-рассылка информативнее.

 Процесс рассылки занимает какое-то время, так как оборудование рассылает SMS в порядке очереди. Как правило, это не занимает более 15-20 минут, но и они могут быть в таких случаях критичны. 

Исходя из этого, CBC применяют при необходимости охватить большое количество зарегистрированных в сети номеров, а SMS эффективнее на относительно небольшом радиусе охвата. Граница 

егает по числу в сто тысяч абонентов.

Платформа рассылающая SMS о чрезвычайных ситуациях никак не связана с биллингом, поэтому абонент получает сообщение при любом балансе, если его SIM-карта зарегистрирована в сети в радиусе оповещения, телефон включен и доступен.ф



С 2010 года количество отправленных сообщений постоянно растёт — в 2010 году было оповещено около 50 тысяч абонентов «МегаФона», в 2011 — около 5 миллионов, в 2012 — 15 миллионов, а по состоянию на сентябрь за 9 месяцев 2013 года отправлено более 25 миллионов уведомлений.


Категория: Мобильная связь | Добавил: Арч (11.10.2013)
Просмотров: 786 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Тэги