Главная » 2011 » Май » 10 » Советский большой адронный коллайдер
16:29
Советский большой адронный коллайдер

Все слышали про большой адронный коллайдер, который недавно запустили ЦЕРНе.Но вот про его советский аналог мало кто знает.Сам ускоритель, точнее то, что от него осталось, находится в Протвино, Московская область.









Протвино был основан как рабочий посёлок одновременно с началом строительства протонного ускорителя в 1960 году. Сейчас там живут около 37 тысяч человек.









18 августа 2008 г. постановлением Правительства РФ №624 городу Протвино присвоен статус наукограда Российской Федерации.









Строительство ускорительно-накопительного комплекса с проектной энергией пучка 3000 ГэВ (протон — протонного коллайдера на сверхпроводящих магнитах) началось в 1983 году.







В течение 11 лет в стабильных и сухих породах на глубине от 20 до 60 метров (в зависимости от рельефа местности) был построен 21-километровый туннель, внутренний диаметр которого равнялся 5 километрам.

На протяжении всего тоннеля каждые полтора километра были построены подземные залы для размещения крупногабаритного оборудования, которые были связаны с поверхностью вертикальными шахтами.









Проходка была завершена в декабре 1994 года. В том же году был введен в строй первый участок нового ускорителя — подземный канал длиной 2,7 км, соединяющий У-70 и УНК.

В канале были смонтированы электромагнитная система, вакуумная система, приборы наблюдения за пучком. После настройки всех элементов канала протоны с энергией 70 ГэВ пролетели по проектной траектории вплоть до будущей точки ввода в подземное кольцо УНК.

К сожалению лихие 90-е не пощадили и это сооружение: деньги закончились и проект был заморожен.
Сейчас там живут бабуля-сторож и несколько дворняжек.





Протяжённость тоннеля на 2 км больше Кольцевой линии Московского метро. Схожесть так же в том, что на самом деле в Протвино два параллельных тоннеля, один из которых — технический (для кабелей и труб), размерами точь-в-точь что и основной.



В таких размерах нет необходимости. Причина до боли проста: в хозяйстве имелся всего один проходческий щит, которым и выполнялись все работы, тот самый, что и на объектах метрополитена.








Источник: http://www.gradremstroy.ru/news/sovetskij-bolshoj-adronnyj-kollajder.html

Категория: Города-призраки | Просмотров: 1044 | Добавил: Арч | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]